Французский танец — основа классической и современной хореографии
Национальный танец – это едва ли не самый аутентичный вид народного творчества, который, как древняя наскальная роспись, сообщает множество тайных и явных знаков об образе жизни своего народа, его культуре, национальном колорите, человеческом темпераменте и о многом другом. Если принять во внимание, что движение – жизнь, то без сомнения, особенности национальных танцевальных движений могут раскрыть и особенности жизни целого народа.
Франция – страна, которая для человечества неоднократно становилась «мерилом всех вещей» — настолько всегда разнообразны, самобытны и притягательны были её культура и искусство для людей во всём мире. Поэтому отдельный интерес собой представляет старинный французский танец и его история, которая началась в древности и, как это обычно бывает, выросла из уличной жизни простого народа.
История зарождения французского танца
Народный французский танец
Исполняемые повсеместно – на улицах, на ярмарках, в кабаках, бранли (так назывались первые французские танцевальные движения: от франц. branlie – покачивание) напоминали усложнённый подпрыгиваниями, покачиваниями и притоптываниями хоровод и лишь потом переросли в замысловатые балетные па.
Цель их исполнения заключалась в том, чтобы выплеснуть различные эмоции, как правило, радость, и потому они отличались живостью и разнообразием.
Естественные движения народного французского танца стали восприниматься как дурной тон в XV в. Появились первые трактаты о танцах, попытки систематизировать шаги и прыжки, народный и придворный танцы стали различать.
Старинный французский танец
В XV-XVI вв., помимо бранля, вошли в моду басседансы, шествия с поклонами и салютами. Тогда же французские танцмейстеры начали создавать специфическую технику танца, делая акцент на стиле движений и манерах исполнителей.
От танцора добивались важной осанки, неторопливой размеренной поступи, церемониальных взаимных приветствий в виде поклонов и реверансов.
Характерно то, что именно такое поведение считалось признаком благородства и изысканности в обычной жизни.
Конечно, такие движения нельзя было назвать способом самовыражения – настолько они были регламентированы, — зато у господ французов была возможность показать своё богатство не только на балах, но и во время маскарадов.
Медленное, торжественное и симметричное передвижение по залу большого числа нарядных мужчин и женщин производило впечатление роскоши и величия, что как нельзя лучше отвечало эстетике «галантного века».
Со временем подобные танцы стали усложняться сначала скользящими шагами, а затем прыжками и подскоками.
[box type=»info»] На этом пути в жизни аристократов появились менуэт, скорый менуэт и гавот, законы положения рук и ног, тела, и это стало основой классический балета.[/box]Демократичный французский танец
Человеческая природа вечно стремится компенсировать то, чего ей недостаёт, поэтому постепенно культура французского танца вернулась к естественной пластике. В первой половине XIX в. в моду вошли новые легкие и живые танцы: вальс, полонез, экосез, котильон, полька, мазурка, кадриль, которые стали обязательными в бальной программе во всей Европе.
Но особую популярность приобрёл в Париже в 30-е гг. XIX в. совершенно ни на что не похожий канкан. Характерные для него па — выбрасывание ноги и прыжки – до сих пор являются, наряду с Эйфелевой башней, визитной карточкой столицы Франции.
Канкан получил широкое использование во французской классической оперетте, но со временем приобрёл вульгарность, перебравшись на эстраду кафешантанов.
Зарождение модерн-хореографии пришлось на начало XX века и имело много причин (социально-экономических и эстетических), истоков и направлений. Но в основе было одно – отказ от классических балетных форм и разрушение эталонов традиционного танца.
Во Франции у истоков этого направления (от франц. moderne – современный) стояло несколько талантливых специалистов в области хореографии и педагогики, например, Франсуа Дельсарт.
Дать раскрыться таланту и яркой индивидуальности в танце по-новому – вот основная идея модерна. До сих пор эта идея является основной и в современном французском танце.
Современный французский танец
Наиболее заметное современное направление — hype: появившись во Франции благодаря эмигрантам из Северной Африки, Туниса, Морокко и Алжира, этот танец приобрёл известность в клубах и на сценах Европы и стал достойной альтернативой феноменально популярному r’n’b.
Актуальны в наши дни и во французской хореографии разного рода перфоменсы и сontemporary dance (концептуальные постановки). Отсутствие заданности движений – отличительная их черта. Да и танец как таковой там отсутствует.
Это полная свобода самовыражения, идущая изнутри человека и рождающаяся каждый раз по-новому с новым спектаклем, — явление необычайно популярное в современной Европе.
Искусство танца Франции питается и обогащается всем, что попадает в неё благодаря культурному обмену между различными народами, с экранов кино и телевидения. Хореографы стремятся найти в движении что-то свежее и необычное, вне зависимости от национальной принадлежности, стало быть процесс заимствования и синтеза неизбежен.
[box] Невозможность отнести танец к какому-то определённому стилю или системе – характерная черта современности.[/box]И всё же исключения из правил хороши тогда, когда есть правила. Поэтому классификация исторического французского танца – то, что следует знать каждому неравнодушному к хореографии человеку.
Выделим основные виды французского танца:
- бранль;
- буре;
- вертиго;
- гавот;
- кадриль;
- канкан;
- контрданс;
- котильон;
- менуэт;
- паспье;
- ригидон;
- саботьер;
- турдион;
- фарандола;
- хардстайл (танец);
- детский танец маленьких утят (исполняемый под французскую народную песню);
- хип-хоп.
Вышедшие из моды старинные танцы в наши дни можно наблюдать в экранизациях исторических романов, спектаклях; современные и не устаревающие — на подмостках театров и кафешантанов, да и просто на праздниках в жизни простых обывателей.
Искусство хореографии Франции по-прежнему неотделимо от своего народа и всех, кто любит эту изысканную страну – законодательницу мод.
Танец КанКан
Канкан — в переводе с французского означает «шум, гам». Танец канкан появился во Франции в середине 19 века. Посмотрев это видео, Вы узнаете много интересного об этом танце, который является визитной карточкой столицы Франции.
Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями: